Аттестация рабочих мест заменена специальной оценкой условий труда
В соответствии с частью 12 статьи 209 ТК РФ в старой редакции аттестация проводилась в порядке, утвержденном Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 г. № 342н (далее - Порядок аттестации). Специальная оценка условий труда ранее была предусмотрена частью 4 статьи 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ как основание освобождения от уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам. Часть 4 статьи 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ утратила силу 1 января 2014 г. (подп. «г» п. 4 ст. 13 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 421-ФЗ).
По аналогии с результатами аттестации итоги специальной оценки условий труда применяются, в частности, для предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, а также для установления дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР, расчета надбавок (скидок) к тарифу взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий охраны труда (ст. 7 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ).
Специальная оценка проводится в отношении условий труда всех сотрудников, кроме надомников, дистанционных работников и тех, которые трудятся у физлиц, не являющихся предпринимателями (ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ). Напомним, что в п. 4 Порядка аттестации были установлены иные исключения (в частности, аттестация могла не проводиться в отношении рабочих мест, на которых сотрудники были заняты только работой на персональных компьютерах).
По общему правилу оценка условий труда проводится не реже чем один раз в пять лет, если нет оснований для внеплановой оценки (ч. 4 ст. 8 и 17 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ). В соответствии с п. 8 Порядка аттестации в отношении тех рабочих мест, условия труда на которых были признаны допустимыми или оптимальными, повторная аттестация могла не проводиться.
Существенным нововведением является установление в ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ классификации условий труда. По степени вредности и (или) опасности они подразделяются на четыре класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные (1, 2, 3 и 4-й классы соответственно). В свою очередь, вредные условия могут быть четырех степеней (подклассов). Следует отметить, что в названной статье разъясняется, какие именно условия труда относятся к каждому классу (подклассу). Согласно ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и специализированной организацией, которая соответствует требованиям, приведенным в ст. 19 данного Закона. Часть 2 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ устанавливает обязанности работодателя, в частности по обеспечению проведения такой оценки и предоставлению специализированной организации необходимых сведений, документов и информации. Если в отношении рабочих мест была проведена аттестация, оценка условий труда может не проводиться в течение пяти лет с даты окончания аттестации, за исключением случаев назначения внеплановой оценки (ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ). Предусмотрены и другие переходные положения, касающиеся юридических лиц, которые были аккредитованы в качестве организаций, оказывающих услуги по аттестации рабочих мест, до 1 января 2014 г. Так, они вправе проводить специальную оценку условий труда до истечения срока действия имеющихся на день вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ аттестатов аккредитации испытательных лабораторий (центров), но не позднее чем до 31 декабря 2018 г. включительно (ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ). Если к специализированным организациям, аккредитованным на проведение аттестации рабочих мест, относятся испытательные лаборатории (центры), срок действия аттестатов аккредитации которых истекает в 2014 г., эти компании могут проводить оценку без учета требований, касающихся количества и состава экспертов (ч. 2 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ). 21 марта 2014 г. в Минюсте России зарегистрирован Приказ Минтруда России от 24.01.2014 г. № 33н (далее - Приказ). Им утверждена, в частности, методика проведения специальной оценки условий труда (далее - Методика). Ею должны руководствоваться специализированные организации и работодатели. Рассмотрим некоторые ее положения, касающиеся последних. В Методике установлены требования к реализуемым в рамках проведения спецоценки процедурам: к идентификации потенциально вредных или опасных производственных факторов, их исследованию и измерению, отнесению условий труда на рабочем месте к определенному классу (подклассу) и оформлению результатов (п. 1 Методики). Наибольшее участие работодателя предполагается на этапе идентификации потенциально вредных или опасных производственных факторов. Так, указанные факторы выявляются путем изучения технической документации, должностных инструкций, проектов строительства и реконструкции и иных документов, представленных работодателем (ч. 2 ст. 4 Закона о спецоценке, п. 4 Методики). Результаты идентификации утверждает комиссия по проведению спецоценки, в которую входят и представители работодателя (ст. 9 Закона о спецоценке, п. 3 Методики). Если вредные и (или) опасные факторы на рабочем месте не выявлены, то условия признаются допустимыми. В этом случае исследования и измерения не проводятся и работодатель подает в территориальный орган Роструда декларацию о соответствии условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (п. 8 Методики, ст. 11 Закона о спецоценке). В Приложениях № 1 - 22 к Методике приведены перечни веществ раздражающего действия, аллергенов, противоопухолевых лекарственных средств и гормонов, вредных химических веществ, а также таблицы, регламентирующие отнесение условий труда к определенному классу при воздействии отдельных факторов. Также рассматриваемым Приказом утверждены следующие документы: - классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов (Приложение № 2 к Приказу); - форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкция по ее заполнению организацией, проводившей эту оценку (Приложения № 3 и 4 к Приказу). Приказ не содержит специальных положений, а значит, вступает в силу по истечении десяти дней с даты официального опубликования (п. 12 Указа Президента РФ от 23.05.1996 г. № 763). Документ опубликован в «Российской газете» 28 марта 2014 г. Согласно разъяснениям Минтруда России требование о проведении спецоценки до утверждения соответствующей методики было неправомерно.